Rambler's Top100
 
Rambler's Top100
Каталог медицинских ресурсов
HotLog
  Публикации
 
А.А. Андреев
Проблемы инвестиционной сферы в медицинской промышленности и меры, обеспечивающие их решение


В условиях дефицита бюджетного финансирования основным источником реализации программных мероприятий являются внебюджетные финансовые средства, в частности, кредиты коммерческих банков, различных фондов развития. Внедрение национальных правил, соответствующих международным стандартам организации производства и контроля качества лекарственных средств, требует привлечения масштабных инвестиций. Производственные инвестиции должны сыграть решающую роль в оживлении производства медицинской продукции. Только на их базе можно осуществить обновление основного капитала (степень физического износа и морального устаревания которого непомерно велика) и на этой основе обеспечить повышение конкурентоспособности продукции благодаря снижению издержек производства и улучшению ее качества.

Однако, в настоящее время удельный вес инвестиционных кредитов коммерческих банков в общем объеме инвестиций составляет незначительный процент. Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, недостаточным профессиональным уровнем банковских служащих, которые во многих случаях не в состоянии рассчитать риски, связанные с предоставлением инвестиционных кредитов, чреватых огромными убытками. Во-вторых, коммерческие банки обладают крайне ограниченной информацией о финансовом положении реципиентов капитала, что резко повышает степень риска кредитных операций. В-третьих, несовершенство механизма обеспечения государственных гарантий инвестиций в фармацевтическую промышленность. В ряду причин имеются некачественное оформление инвестиционных проектов, длительный срок окупаемости инвестиций социально значимых проектов.

Для поддержания инвестиционной активности коммерческих банков необходимо предусмотреть расширение кредитных ресурсов и установление более благоприятных нормативов экономической деятельности для тех банков, в которых имеется приемлемый удельный вес долгосрочных инвестиционных кредитов в общем объеме кредитного портфеля, а также создание банковских консорциумов для кредитования проектов большой стоимости.

Для обеспечения кредитования экономики фармацевтической промышленности необходимо совершенствование банковской системы.

Она должна обслуживать предприятия, аккумулируя и трансформируя денежные средства в оборотные средства и инвестиции. Для этого необходимо:
  - усиление роли государства в капиталах банков и, в частности, создание государственных финансовых институтов, через которые можно осуществлять прямое кредитование реального сектора по заниженным процентным ставкам;
  - развитие сети региональных банков, аккумулирующих денежные средства в регионах для развития местной промышленной базы.

Создание благоприятного инвестиционного климата с опорой только на рыночные механизмы чревато потерями для реформ, отсрочкой выхода из кризиса. Решение этой задачи немыслимо без активной роли государства в экономике. При этом ключевыми являются следующие направления государственной экономической политики.

Прежде всего это стимулирование внутреннего платежеспособного спроса на отечественную медицинскую продукцию. Оно поможет возобновить экономический рост на относительно конкурентоспособных мощностях, без которого не удастся решить назревшие социально-экономические проблемы, повысить реальные доходы и потенциал сбережений, требуемых для модернизации производства. Должны быть использованы неинфляционные методы стимулирования внутреннего платежеспособного спроса. Среди них -переключение спроса на изделия отечественных производителей, в том числе по линии бюджетных закупок, осуществление активной протекционистской политики для продвижения сырьевой и переработанной продукции на внешние рынки, расширение практики "связанного" кредитования зарубежных партнеров, и главным образом стран СНГ, под закупки отечественных изделий, создания благоприятных условий сбыта высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке (в том числе на лизинговой основе) и др.

Необходимо государственное содействие институциональным преобразованиям, в том числе становлению механизмов рынка и эффективной трансформации сбережений в инвестиции. Требуется активизировать работу государства с рыночными институтами, осуществляющими такую трансформацию ресурсов в реальные активы, путем развития системы негосударственных и специализированных инвестиционных структур для предприятий и населения. Имеются в виду и государственные займы у международных финансовых организаций для становления небанковских финансовых учреждений, переориентация части займов на мировых рынках на реконструкцию производства, что помогло бы решить проблему дефицита финансовых ресурсов для инвестирования.

Важно усилить инвестиционную направленность банковской деятельности, которая пока не готова, аккумулировать достаточные средства для использования в реальном секторе экономики. Это результат финансовой "маломощности" большинства банков, отсутствия опыта работы с инвестиционными проектами и высоких рисков их кредитования, непрозрачности информации о заемщиках, непривлекательности условий кредитного финансирования инвестиций.

Приоритетные задачи в этой области: усиление инвестиционной направленности коммерческих банков путем введения в банковское законодательство категории инвестиционных кредитов с особым режимом резервирования; частичная переориентация кредитной политики Сбербанка, концентрирующего подавляющую долю частных сбережений, преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование эффективных инвестиционных проектов реального сектора через его специализированные филиалы или инвестиционные структуры; развитие нормативной базы банковской деятельности, принятия закона о страховании частных вкладов и др.

Формирование благоприятного инвестиционного климата будет за- висеть от развития системы государственного гарантирования эффективных проектов, наращивания потенциала активов, создания механизма гарантирования на основе внебюджетных источников, гарантийно-залоговых фондов. Становление такой системы - по сути единственный весомый инструмент прямого государственного воздействия на инвестиционные процессы. Она поможет вовлечь в оборот инвестиционной сферы капитал отечественных и иностранных банков, постепенно перейти от защиты за счет Бюджета развития от коммерческих рисков к гарантированию некоммерческих.

Необходимы содействие внедрению эффективных механизмов обеспечения возврата средств, привлекаемых к финансированию проектов под гарантии государства, залог имущества (ипотека), страхование инвестиций; активная поддержка развитию инфраструктуры ипотечного кредитования и страхования. Целесообразно усилить инвестиционную направленность процесса приватизации предприятий, которая должна быть нацелена на мобилизацию дополнительных ресурсов для инвестирования.

Важно осуществить комплекс общесистемных мер, содействующих финансовому оздоровлению производства, снижению рисков, укреплению нормативно-правовой базы и обеспечению безопасности инвестиционно-хозяйственной деятельности частнопредпринимательского сектора. Здесь среди неотложных задач следующие:
  - вытеснение из платежного оборота квазиденежных средств, не способствующих формированию потенциала накоплений, осуществлению комплекса мер по нормализации платежно-финансовых отношений, в том числе за счет удешевления кредитов, привлекаемых на финансирование основного и оборотного капитала предприятий. Проблема насыщения хозяйственного оборота реального сектора ликвидными платежными средствами и вытеснения платежных суррогатов не решить без ограничения масштабов теневой экономики, переводя ее в русло официально регистрируемой деятельности;   - ликвидация разбалан-сированности и искаженности финансовых пропорций на микроуровне, в частности из-за неадекватных переоценок основного капитала, в результате чего последний намного завышен. Оказалась искаженной и структура производственных затрат, занижена реальная прибыль производства, не соответствуют действительности параметры инвестиционной привлекательности предприятий, а с учетом неполного использования подавляющей части основного капитала - экономически необоснованна налоговая нагрузка на их финансы в виде налога на имущественные активы, не применяемые на производстве.
  Авторы
 
Андреев А.А.

Опубликовано:
"Медицинская картотека", №11, 2000г.

 



 

  Партнёры
 
expo.medi.ru

ГРАДУСНИК.РУ

МЕДНОВОСТИ.РУ

  Поставьте себе нашу кнопку   © А. Виленский, 2002-2006 дизайн и программирование
студия вебдизайна
студия вебдизайна RL